Предпосылкой к работам по созданию грузовых версий широкофюзеляжных самолётов А350 и А380 стал значительный подъём на рынке грузовых авиаперевозок наряду с отсутствием перспективных проектов, которыми можно было занять инженерно-технический состав Корпорации.
Грузовая версия самолета А350, получившая наименование А-350-950F, может успешно конкурировать как с самолетом Боинг-777F, так и с готовящейся поступить в эксплуатацию новой версией Боинг-777-8F. Самолёт А350-950F оборудован краном в носовой секции фюзеляжа, которая имеет грузовые двери. Конструкция носовой секции усилена. Его длина составляет 230 футов (более 70 метров) и, таким образом, он занимает промежуточное положение между грузовыми версиями А350-900 (219 футов или 66,7 метров) и А350-1000 (242,1 фут или более 73 метров), От версии А350-1000 А350-950F унаследовал шестиколесные основные стойки шасси и двигатели Trent XMW-97 повышенной мощности.
Агентство «Рейтер» сообщило о планах начать работы по данному проекту ещё в марте нынешнего года. Корпорация Airbus планирует ввод в эксплуатацию во второй половине декады, если работы начнутся в конце нынешнего года. Изначально грузовая версия самолёта А350 корпорация Airbus была предложена еще в 2007 году сразу после начала работ по базовому пассажирскому варианту. Самолёт, который предлагался заказчику, по эксплуатационным характеристикам был сопоставим с уже освоенным в эксплуатации MD-11F. Работы по развитию грузовой версии были отложены, так как приоритет был отдан программе постройки пассажирских воздушных судов. Модернизированный А-350-950F по сравнению с первоначальным вариантом обладает большими дальностью полёта и грузоподъёмностью. Он и был запущен в серийное производство. Самолёт A350 стал конкурентом получившему широкое распространение Boeing-777-200LR, в грузовой версии он столь же успешно может конкурировать с моделью Boeing-777-8F.
Работы по реализации проекта А-350-950F совпали с резким ростом перспектив рынка грузовых авиаперевозок, что было связано с пандемией коронавирусной инфекции, а также с бурным развитием технологий электронной коммерции. В 2020 году, ставшем для авиатранспортной отрасли тяжёлым не только в связи с Covid-19, корпорация Boeing осуществила ряд успешных сделок: было продано 26 самолетов семейства Boeing-777, из которых 22 были построены в грузовой версии. Авиакомпании, выполняющие грузовые перевозки, испытывали дефицит в провозных мощностях, при этом дальнемагистральный сегмент, в котором используются широкофюзеляжные воздушные суда, простаивал в связи с ограничениями, вызванными пандемией. Согласно данным, предоставленным аналитикам ИАТА, мировой спрос на авиационные грузоперевозки в феврале 2020 года возрос на 9% по сравнению с аналогичным периодом в доковидный 2019 год. Эксперты ИАТА сообщают также о ежемесячном росте объемов грузоперевозок начиная с января, благодаря чему они достигли уровня 2018 года, который предшествовал началу торговой войны между США и Китаем. Тем не менее их объём по сравнению с февралем 2019 года упал на 14,9% в связи с ужесточением ограничением на авиасообщение и резким падением объема пассажирских перевозок.
Корпорация Airbus нашла быстрое решение проблемы дефицита грузовых провозных мощностей. Оно состоит во временной конвертации пассажирских салонов в грузовые кабины - после демонтажа пассажирских кресел вместо них размещаются грузовые паллеты - 30 в самолёт А350 (около 7,8 метрических тонн) и 28 в самолёт А330 (около 7,3 метрических тонн). Эти решения авиакомпании уже используют. Первой авиакомпанией, внедрившей его, стала южнокорейская Asiana, которая использовала самолет А350 для перевозки компьютерной техники и ряда экспортных товаров, в частности, одежды, из
Сеула в Лос-Анджелес. Но эксплуатанты рассчитывают на самолёты, которые постоянно могут использоваться для грузоперевозок, и корпорация Airbus решила взять пример с Boeing, где грузовой сегмент выделился в отдельную программу. Корпорация Boeing за последний год поставила 30 воздушных судов Boeing-767F, включая заправщики для военного ведомства, при этом в 2019 году было поставлено 43 воздушных судна данного типа, а в 2018 году 27. Небольшой серией были построены самолеты Boeing-747-8F: пять из них были переданы компании по глобальным перевозкам (UPS) в минувшем году, три из них - в последнем квартале указанного года. Помимо этого, корпорация Boeing поставила 46 гражданских самолетов в грузовых версиях Boeing 767, Boeing-777 и Boeing-787-8 в 2020 году, что составило рекордную долю - 40% от всего объёма поставок за минувший год, составившего 114 широкофюзеляжных воздушных судов.
Предпосылкой появления корпорации Airbus в грузовом сегменте в равной степени также стали сделанные в ноябре 2020 года прогнозы экспертов корпорации Boeing, согласно которым объём грузовых перевозок возрастет вдвое, что вызовет спрос примерно на 2430 грузовых самолётов, как новопостроенных, так и конвертированных из пассажирских вариантов. В их число должны войти 1080 узкофюзеляжных конвертированных самолётов, и помимо них средние широкофюзеляжные (480 новых и 420 конвертированных), а также 450 новых тяжёлых широкофюзеляжных воздушных судов.
Согласно прогнозам, построенным для мирового рынка в предпандемийном 2019 году, эксперты корпорации Airbus ожидали такого же числа воздушных судов, но при расчётах наибольший акцент делался на тяжёлые грузовые воздушные суда, способные перевозить до 80 метрических тонн груза, кроме того, прогноз строился на период до 2038 года. В то время, когда эксперты корпорации Airbus строили прогноз развития рынка для 850 новых грузовых воздушных судов на ближайшие 20 лет, ожидалось, что в их числе будет только 350 самолётов тяжелого класса, а остальные 500 - среднего (грузоподъемностью от 40 до 80 метрических тонн). Изменится ли это число в первые годы после окончания пандемии - такие прогнозы не были сделаны.
Был опубликован ряд материалов о грузопассажирской версии самолета А380, наиболее свежие новости были размещены на портале по грузовой авиации Freightwaves.com. У самолёта в данной версии, которая была призвана обеспечить основным эксплуатантам воздушных судов данного типа доступ на рынок электронной коммерции, пассажиры размещаются только на верхней палубе, а главная оборудована для перевозки грузов. Создание данной версии самолета А380 способна возобновить программу их эксплуатации (близившейся к завершению после первого полёта последнего самолёта данного типа, построенного в базовой версии) уже в соответствии с новой бизнес-моделью.
В грузопассажирской версии А380 первоначально сохранял элементы базовой модели, но от них пришлось отказаться в связи с тем, что были отменены заказы от компаний, осуществляющих экспресс-доставку почты (FedFX) и всемирные грузоперевозки (UPS) в 2006 и 2007 годах соответственно.
Грузопассажирский самолёт - оптимальное решение для обеспечения рентабельности операционной деятельности. Такие воздушные суда нужны и российским перевозчикам, но ни одного реализованного проекта в настоящее время нет. На фирме имени П.О. Сухого был разработан проект сверхтяжёлого самолёта, получившего название «Крылья России» (КР-860), но ход ему так и не был дан. Грузопассажирские воздушные суда
использовались в региональном и местном сегментах - в данную версию перестраивались самолёты Ан-26.
Самолёты данной версии будут востребованы во всех сегментах, что показала пандемийная эпоха.
Источник: AircargoNews.ru